РАЗДЕЛЫ:         
 

игорный бизнес: ОТ ПОНЯТИЯ К ЗАКОНУ


игорный бизнес: ОТ ПОНЯТИЯ К ЗАКОНУ

Парадоксально, но у одного из самых динамично развивающихся секторов российской экономики - отрасли развлечений - до сих пор нет единых для всех и обязательных к исполнению всеми «правил игры» на территории Российской Федерации. На сегодняшний день в России отсутствует специальный федеральный закон, регулирующий деятельность компаний игорного бизнеса, - казино, игровых клубов, букмекерских контор и тотализаторов. Вместе с тем игорный бизнес во всем мире является источником ощутимого и стабильного дохода в бюджет, поэтому власти должны быть заинтересованы в его развитии.

Игорный бизнес, как это ни покажется неожиданным, - одна из высокотехнологичных сфер растущей российской экономики. Специалисты подсчитали, что одно рабочее место в этой сфере обеспечивает добавление еще трех-четырех рабочих мест в смежных областях. Благодаря цивилизованному игорному бизнесу, работающему в соответствии с мировыми стандартами, развиваются транспорт, общественное питание, услуги в сфере безопасности.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В конце прошлого года Аналитический центр Юрия Левады провел всероссийское социологическое исследование, посвященное развитию игорного бизнеса и отношению к нему со стороны самых различных групп населения. Выяснились довольно любопытные факты. Оказывается, около 5% взрослого населения России регулярно посещает игорные заведения. При этом большая часть воспринимает игру как отдых, отмечает, что игра позволяет пообщаться с друзьями, приятно провести свободное время. Игра, и это доказано психологами, позволяет расслабиться, снять нервное напряжение. Да и выигрыши доставляют позитивные эмоции. Естественно, говорить о том, что казино или залы игровых автоматов будет посещать большинство населения, - нонсенс. К примеру, в странах Евросоюза, где отношение ко всей игорной индустрии спокойное и уважительное, с определенной регулярностью посещают такие заведения в среднем 7-10% граждан. Таким образом, в России возможности роста игорной сферы далеко не исчерпаны, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. При этом если в 2000 году отраслевые поступления в бюджет составляли 500 миллионов рублей, то в 2004 году эта цифра достигла 10 миллиардов рублей. Впечатляющий рост. С другой стороны, проявляется вполне обоснованное недовольство общества засильем игорных заведений, а зачастую даже просто игровых автоматов, установленных порой в местах, для них не предназначенных, - от продуктовых магазинов до остановок общественного транспорта. Да, деятельность игорных заведений сопряжена с целым комплексом проблем. Тем более показательно, что работа игровых клубов и казино по-прежнему никак не регламентирована в отечественном законодательстве, что вызывает вполне оправданную критику.

БЕЗ ПОНЯТИЙ
Ключевая проблема состоит в том, что до сих пор законодательно не определены базовые понятия для функционирования отрасли. Понятийный аппарат, данный в 29-й главе Налогового кодекса (о налоге на игорный бизнес), особой похвалы не вызывает. Во-первых, из-за узости круга самих определений, а во-вторых, потому что весь игорный бизнес как отрасль давно уже ушел вперед. Гражданский кодекс говорит о сделках и пари также весьма скудно, что, откровенно говоря, неудивительно, ведь писался он еще в советские времена. Российский игорный бизнес существует уже 15 лет, в нем занято порядка 500 тысяч человек, и динамика роста весьма впечатляет, несмотря на полное отсутствие государственных инвестиций в отрасль. Но до сих пор не удалось выработать эффективной системы контроля за данной сферой. Напротив, представители органов власти и управления с завидной регулярностью скептически высказываются о проблемах и негативно - о конкретных представителях бизнеса, в результате чего и складывается серый имидж игорных бизнесменов. Согласитесь, важно не только выявить и указать на причину болезни, но и пытаться всемерно способствовать ее излечению.
Генеральная функция контроля проявляется в осуществлении государством фискальных функций, лицензировании деятельности и сертификации игорного оборудования. Оптимизация налоговых поступлений в казну от игорного бизнеса - одна из самых важных проблем, стоящих не только перед контролирующими органами, но и перед самими бизнесменами. Если учесть, что налоговые поступления от игорного бизнеса идут исключительно в казну субъектов Федерации, то региональным властям следует, в первую очередь, озаботиться правильностью распределения на основе социальной справедливости этих финансовых ресурсов, а не только использования права, на основе существующей нормативно-правовой базы изменять размеры налоговых ставок.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГ
На сегодняшний день налог на игорный бизнес - это региональный налог. И это правильно. Однако допустимая разница между низшей и высшей ставками налога в пять раз сыграла не в пользу бизнеса и бюджетов регионов. Существует множество примеров того, когда в регионах установили максимальную ставку, «потянуть» которую многим предпринимателям оказалось не под силу. В результате бизнес почувствовал себя неуютно, многие предприниматели перевели залы игровых автоматов и казино в соседние регионы, где ставка налогообложения более щадящая, кто-то вообще свернул деятельность. Местные бюджеты в итоге потеряли перспективную налогооблагаемую базу и стабильные отчисления в казну. Практика показывает, что изменение налоговых ставок в сторону роста, как правило, приводит лишь к снижению объемов поступлений и, соответственно, укрытию от государства потенциальных бюджетных средств. Кроме того, отсутствие четкого Федерального закона, регламентирующего игорный бизнес, порождает самодеятельность при разработке местных нормативных документов, с помощью которых региональные власти пытаются отрегулировать систему правоотношений в этой области. Такие положения уже были приняты в Белгороде, Ставрополе, Ступине, Уфе, Стерлитамаке, Батайске и других городах России, однако их эффективность как с точки зрения администрирования, так и экономической составляющей, участниками и экспертами рынка ставится под вопрос. Совершенно очевидно, что сегодня Россия объективно подошла к необходимости принятия отдельного Федерального закона, регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр и пари. Нужно определиться не только с понятийным аппаратом, но и с регламентацией игр, местами для размещения игорных заведений, прописать формы ответственности организаторов игорных заведений перед игроками и многое другое. В законе необходимо в обязательном порядке классифицировать персонал организатора игорного заведения. Обязательно нужно отметить, что азартная игра в игорных заведениях проводится по правилам, установленным законом и организатором игорного заведения.
практика бизнеса
Сегодня уверенно можно говорить о том, что российский производитель игрового оборудования переживает расцвет. Регулярно порядка 7-8 российских компаний - крупнейших производителей игровых автоматов успешно представляют свою продукцию на международных отраслевых выставках. Уже сейчас автоматами российского производства оснащены крупнейшие игровые центры мира. По мнению специалистов, в этом нет ничего удивительного, поскольку в соотношении «цена - качество» у отечественной игровой техники на мировом рынке конкурентов нет.

ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ
Немаловажно, что в среде самих участников индустрии игорных развлечений формулируются конструктивные предложения для развития бизнеса, основанные на накопленном опыте и учете специфики отрасли. Молодая отечественная игорная индустрия эволюционирует подобно западным коллегам. Уже созданы независимые профессиональные саморегулирующиеся организации. Так, региональными ассоциациями и некоммерческими партнерствами игорной сферы была создана общероссийская ассоциация «Мир игр», основной целью которой является стремление к созданию цивилизованных основ ведения игорного бизнеса и проведения единой государственной политики в отрасли.
Работа Ассоциации многопланова и отличается разносторонностью: это ежегодные конгрессы, участие в выпуске отраслевого журнала, проведение выставок игорного оборудования, юридическая защита членов Ассоциации. На состоявшейся год назад Всероссийской конференции представителей отрасли было предложено разработать совместно с заинтересованными государственными органами, экспертами, представителями общественности «Концепцию развития сферы организации и проведения игр в Российской Федерации», а на ее базе - проект Закона «Об организации и проведении игр и пари в Российской Федерации».
Ассоциация «Мир игр» инициирует рассмотрение вопроса об образовании специального межведомственного вертикально интегрированного органа, наделенного функциями «единого регулятора» в сфере организации и проведения игр и пари. Передача функций лицензирования и надзора единому государственному органу позволит упорядочить и одновременно упростить государственное регулирование отрасли, придаст импульс ее развитию, позволит увеличить вклад отрасли в удвоение ВВП. Таким образом, представители игорной сферы не менее чем государство заинтересованы в построении цивилизованных основ ведения бизнеса, ведь четкая система контроля (и в том числе - самоконтроля) за участниками рынка должна способствовать легализации и эффективному регулированию отрасли, а не чисто механическому сбору средств государством с предприятий отрасли или нецивилизованным формам конкуренции. Создание саморегулирующихся профессиональных организаций бизнесменов игорной отрасли в масштабе всей страны, причем инициированное региональным игорным бизнесом, является крупным позитивным шагом на пути к развитой в правовом и моральном смысле индустрии азартных развлечений. Игорный бизнес, по крайней мере его наиболее ответственные представители, выказывают готовность к открытому диалогу с органами исполнительной и законодательной власти и представителями общественных организаций. Как бы там ни было, понимание необходимости совместной конструктивной работы во имя единой цели - это ключ к решению проблемы создания цивилизованного рынка с эффективными методами контроля, прозрачными схемами работы, развитым сервисом и культурой обслуживания.

текст: Николай Суховский, Полина Ланская
Мир Игр №6 2005

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb